[Ангелина; итал. Angela da Foligno] (ок. 1248, Фолиньо, Умбрия - 4.01. 1309), блж. католич. Церкви (пам. католич. 4 янв.), визионерка. До своего «обращения» имела семью, детей. Потеряв близких, она, по ее собственным словам, получила «от их смерти великое утешение, хотя немного и сожалела о них», это дало ей возможность оставить мир, вступив в францисканский орден (ок. 1290). Ее духовным отцом стал брат Арнальдо, принадлежавший, как и она, к радикальному крылу францисканцев - спиритуалам. Он записал ее откровения, назвав кн. «Явление даров Всевышнего, ниспосланное в духе блж. Матери Анджеле из Фолиньо». В этой книге изложены основы системы мистического знания А. из Ф., что выгодно отличает ее от совр. ей мистиков.
В мистическом опыте А. из Ф. можно выделить неск. основных моментов: пассивное созерцание душой Бога, отношение к миру как к неизбежному злу, противопоставляемому безграничному благу Божества и отношение к церковным таинствам как к объединяющей всех божественной силе. Для А. из Ф. характерно общее для всех мистиков восприятие души как «пассивной супруги» Господа, к-рая лишь ожидает Его явления. В процессе созерцания Бога А. из Ф. выделяет 3 основных этапа: а) созерцание лика Христа как Божественного воплощения (низшая ступень); б) видение Бога во мраке, дабы яснее было, что «превосходит он всяческое благо и что выше он всего мыслимого»; в) «безо́бразное и невыразимое словами» наблюдение Св. Троицы и себя в центре нее - это более совершенный этап единения воль и преображения душ, о к-ром ранее писал Бернард Клервоский и к-рое наиболее полно раскрыто в трудах И. Экхарта.
Авторитет А. из Ф. был весьма велик среди спиритуалов, а одним из ее учеников и последователей считается мистик Убертино да Касале. В совр. историографии францисканского ордена А. из Ф. признается одной из величайших мистиков католич. Церкви. Канонизирована в 1701 г.